15 июля 2016 года вступила в силу норма об изменении Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», на основании которой Росреестр прекратил выдачу бумажных свидетельств о государственной регистрации прав.
С этого момента государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимость стала удостоверяться другим документом — выпиской из Единого государственного реестра прав, а с 1 января 2017 года, после вступления в действие положений ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» — выпиской из государственного реестра недвижимости (ЕГРН). При этом в процедуре оформления права собственности для заявителей ничего не изменилось.
Выписка из ЕГРН подтверждает факт проведения государственной регистрации, содержит информацию об объекте недвижимости, его правообладателях, правоустанавливающих документах и выдается как в бумажной, так и в электронной форме и бывает двух видов — удостоверяющая, которая выдается новому собственнику после проведения государственной регистрации права на недвижимость, и выписка о зарегистрированных правах на объект недвижимости. Последний документ чуть менее полный, в нем отсутствует конфиденциальная информация (паспортные данные собственника, номера документов-оснований для госрегистрации и т.д.).
Удостоверяющая выписка из ЕГРН по сути является документом одного вида со свидетельством о государственной регистрации прав и принципиально от него не отличается. Введение такой формы обусловлено развитием электронных услуг и бесконтактных технологий Росреестра, который в настоящее время предоставляет возможность зарегистрировать право на недвижимость по документам, поданным в электронном виде. Удостоверяющая выписка из ЕГРН может быть выдана как в бумажной, так и в электронной форме. В бумажном виде удостоверяющая выписка заверяется подписью государственного регистратора и гербовой печатью. Во втором случае выписка заверяется усиленной электронно-цифровой подписью государственного регистратора, которая защищена от подделки.
Удостоверяющая выписка из ЕГРН действительна на момент выдачи. В случае необходимости собственник может получить новую выписку, которая выдается бесплатно. Причем в повседневной жизни этого делать не надо — на сегодняшний день органы власти, нотариусы, муниципалитеты, банковские и страховые организации обязаны самостоятельно и без участия граждан запрашивать в электронном виде выписки о правах, зарегистрированных в Росреестре.
Переход на новую форму подтверждающих регистрацию документов никак не повлиял на безопасность покупателей и правообладателей собственности при совершении сделок, так как согласно законодательству единственным доказательством существования зарегистрированного права является только запись о государственной регистрации такого права в ЕГРН.