Рано или поздно каждый из нас сталкивается с постановкой объектов недвижимости на кадастровый учет и (или) регистрацией прав на недвижимое имущество.
С 01 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон), по которому заработала единая федеральная система государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Законом установлено, что государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН) является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Также многие правообладатели знают, что 15 июля 2016 года вступил в действие Федеральный закон № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», отменивший свидетельства о государственной регистрации права. Выданные ранее свидетельства остаются действительными и не требуют замены на выписки.
Теперь в соответствии со ст. 28 Закона государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. А проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки.
Например, если Вы приобретете недвижимое имущество, вступите в наследство, будете оформлять право на полученные от государства и муниципалитетов земельные участки, квартиры и иные объекты недвижимости, то в ЕГРН будет внесена запись и по желанию заявителя (если Вы укажете в своем заявлении) будет выдана выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.
Форма данной выписки утверждена Приказом Минэкономразвития России от 25.12.2015 N 975 «Об утверждении форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде».
В свою очередь, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр)приказом от 18.10.2016 N П/0515 «О наделении ФГБУ «ФКП Росреестра» отдельными полномочиями органа регистрации прав» наделила полномочиями по предоставлению сведений в виде выписки из ЕГРН об объекте недвижимости ФГБУ «ФКП Росреестра».
Возникает закономерный вопрос — чем же будет отличаться выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, удостоверяющая государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию возникновения или перехода прав на недвижимое имущество от выписки, которую вы самостоятельно запросили, обратившись с заявлением в уполномоченные организации.
Следует отметить, что по форме данные выписки не отличаются, а вот в содержании имеются некоторые различия. Во-первых, тем, кто выдал и подписал выписку. Фактически это начало и завершение документа. На это мы всегда обращаем внимание, а, следовательно, нам будет легко эти моменты отметить для себя.
Выписка, удостоверяющая государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию возникновения или перехода прав на недвижимое имущество, выдается территориальным подразделением Росреестра, подписывается государственным регистратором и заверяется оттиском печати органа.
Выписка, заказанная Вами самостоятельно в уполномоченных организациях, выдается территориальными подразделениями фГБУ «ФКП Росреестра», подписывается сотрудником данной организации и заверяется оттиском печати.
Во-вторых, в выписке, удостоверяющей государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию возникновения или перехода прав на недвижимое имущество, в разделе «сведения о зарегистрированных правах» будет отражено именно то регистрационное действие, заявление о котором Вами представлено для рассмотрения и принятия решения. В выписке, заказанной Вами самостоятельно в уполномоченных организациях, будут отражены все записи из раздела о правах из Единого государственного реестра недвижимости.
Получается, что выписка из ЕГРН, полученная Вами после проведения регистрационных действий, – это документ, удостоверяющий только факт проведения государственной регистрации права, и в данном документе в числе иных сведений, указанных в ней, подтверждается, что на дату, указанную в ней в качестве даты выдачи, за определенным в ней лицом зарегистрировано указанное в ней право на основании поименованных в ней документов на описанный объект недвижимости, о чем в ЕГРН в соответствующий день сделана регистрационная запись под соответствующим номером.
Такая выписка из ЕГРН может быть выдана как в бумажной, так и в электронной форме.
В свою очередь, сведения из ЕГРН в виде выписки предоставляются по запросам о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, при обращении в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калужской области или ближайший офис МФЦ .
Перечисленные отличия помогут разобраться с документом, который находится в Вашем распоряжении, и, в случае необходимости, подсказать, куда следует обратиться за уточнениями или разъяснениями.