ПРОЕКТ
СТАНДАРТ
развития малого и среднего предпринимательства
в муниципальном районе «Малоярославецкий район»
Введение
Стандарт развития малого и среднего предпринимательства (далее Стандарт) содержит минимально необходимые условия для развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе «Малоярославецкий район».
Внедрение Стандарта в муниципальном районе «Малоярославецкий район» позволит сформировать систему поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне, а также регламентировать порядок взаимодействия органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов власти и инвесторов в сфере развития предпринимательства.
При разработке Стандарта учитывались следующие принципы:
1) Органы местного самоуправления обладают всеми необходимыми полномочиями для осуществления политики по привлечению инвестиций и самостоятельных действий в этой сфере. Данные полномочия закреплены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части вопросов местного значения), Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в части полномочий по формированию и обеспечению деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства), Федеральным законом от 22 июля 2008 года «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части вопросов, связанных с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства) и рядом других нормативных правовых актов Российской Федерации.
2) При осуществлении политики развития малого и среднего предпринимательства органам местного самоуправления муниципального района «Малоярославецкий район» целесообразно выстраивать конструктивное взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации. В частности, в Стандарте содержатся требования к обязательному участию муниципального образования в региональных инициативах, касающихся формирования инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, повышения информационной открытости, обеспечения благоприятного климата для развития бизнес среды.
Стандарт сфокусирован на следующих направлениях деятельности органов местного самоуправления:
-
формирование системы управления деятельностью по улучшению делового климата для развития малого и среднего предпринимательства на территории Малоярославецкого района;
-
разработка и актуализация нормативной правовой базы для осуществления предпринимательской деятельности;
- создание и развитие инфраструктуры для развития малого и среднего предпринимательства;
-
повышение информационной открытости;
-
защита прав предпринимателей.
Стандарт в полном объеме рекомендуется для внедрения в муниципальном районе «Малоярославецкий район». Положения Стандарта могут быть также внедрены в городском и сельских поселениях, входящих в состав муниципального района.
I. Формирование системы управления деятельностью по улучшению делового климата для развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального района «Малоярославецкий район»
1. Создание Совета по малому и среднему предпринимательству при Главе администрации муниципального района «Малоярославецкий район»
В муниципальном районе должен быть создан открытый совещательный орган, в рамках работы которого регулярно собираются Глава администрации муниципального района, представители органов местного самоуправления, бизнеса. Такой орган (Совет) позволит согласовывать и координировать действия бизнеса и власти в вопросах улучшения делового климата. Совет обеспечивает разработку и реализацию политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства.
Требования Стандарта:
Создание Совета по малому и среднему предпринимательству при Главе администрации муниципального района «Малоярославецкий район»
1. В муниципальном районе должен функционировать на регулярной основе Совет по малому и среднему предпринимательству. Совет – общественный совещательный координационный орган. Наименование Совета определяется муниципальным образованием.
2. К основным задачам деятельности Совета относятся:
-
разработка рекомендаций по муниципальной поддержке малого и среднего предпринимательства, стимулированию деловой активности на территории муниципального района;
-
разработка рекомендаций по организации взаимодействия органов местного самоуправления и бизнес-сообщества, в том числе рекомендаций по сокращению административных барьеров, препятствующих осуществлению такого взаимодействия;
-
разработка предложений по приоритетным направлениям развития предпринимательства, в том числе инновационного, в муниципальном районе;
-
рассмотрение проекта Программы развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального района, анализ хода и результатов реализации данного документа, подготовка предложений по его корректировке;
-
рассмотрение результатов реализации мероприятий Программы развития малого и среднего предпринимательства, включая анализ причин неудач в их реализации.
3. Совет возглавляет Глава администрации муниципального района.
4. В состав Совета рекомендуется включать представителей органов местного самоуправления, представителей предпринимательских объединений, экспертов и предпринимателей.
5. Положение о Совете, включая порядок его формирования, утверждается главой администрации муниципального района.
6. Совет собирается на заседание регулярно, но не реже одного раза в квартал.
7. Заседание Совета проводится публично и открыто. Должна быть обеспечена возможность личного участия в заседаниях предпринимателей, не являющихся членами Совета. Протоколы заседаний с указанием всех принятых решений размещаются в открытом доступе в сети Интернет..
8. Для обеспечения работы Совета определяется структурное подразделение администрации муниципального района.
2. Включение отчета о развитии предпринимательской деятельности в отчет Главы администрации муниципального района
В ежегодный отчет Главы администрации муниципального района должен быть включен отчет о развитии предпринимательской деятельности в муниципальном районе, адресованное исполнительным органам муниципального района, предпринимателям и лицам, проживающим на территории муниципалитета.
Требования Стандарта:
Включение отчета о развитии предпринимательской деятельности в ежегодный отчет Главы администрации муниципального района
-
В рамках ежегодного отчета Главы администрации муниципального района должен быть подготовлен публичный отчет о развитии предпринимательской деятельности за год.
-
Показателями предпринимательской активности в муниципалитете должны являться:
— объем бюджетных ассигнований, направленных на оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
— количество созданных новых рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства;
— количество сохраненных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства;
— количество субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки.
-
Отдельной главой должны быть озвучены конкретные меры поддержки, которые руководство муниципалитета готово предложить существующим и потенциальным предпринимателям для их привлечения в приоритетные отрасли экономики муниципального района.
-
Должны быть указаны в общем виде меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, действующие на региональном уровне.
3. Формирование организационной основы для управления деятельностью по улучшению делового климата для развития малого и среднего предпринимательства
В целях повышения эффективности и усиления координации деятельности по привлечению ресурсов для развития малого и среднего предпринимательства должен быть осуществлен ряд организационных мероприятий. В частности, одно из структурных подразделений администрации муниципального района должно быть наделено полномочиями по работе с субъектами малого и среднего предпринимательства. Помимо этого, должно быть организовано эффективное сотрудничество с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, к полномочиям которого относится реализация государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства, а также с организациями инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, действующими на территории муниципального района.
Требования Стандарта:
Формирование организационной основы для управления деятельностью по улучшению делового климата для развития малого и среднего предпринимательства
1. Полномочиями по работе с субъектами малого и среднего предпринимательства должно быть наделено одно из структурных подразделений администрации муниципального района. При этом деятельность данного подразделения должна основываться на следующих принципах:
1) Среди сотрудников подразделения могут быть выделены сотрудники по работе с субъектами малого и среднего предпринимательства. При этом сотрудники по работе с субъектами малого и среднего предпринимательства должны иметь бизнес- или финансовое образование.
2) Устанавливаются показатели эффективности работы структурного подразделения (организации) по работе с субъектами малого и среднего предпринимательства и работы его сотрудников. Такими показателями эффективности могут являться:
-
объем ассигнований, направленных на оказание мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
-
отношение объема средств, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, к численности предпринимателей, действующих на территории муниципального образования;
-
количество созданных высокопроизводительных рабочих мест;
-
число успешно развивающихся предприятий малого и среднего бизнеса;
-
опросные показатели (например, уровень удовлетворенности предпринимателей оказанной поддержкой).
2. Должно быть обеспечено сотрудничество администрации муниципального района с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, к полномочиям которого относится реализация государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства, а также с организациями инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, действующими на территории муниципального района.
-
обеспечение режима «одного окна» для предпринимателей при взаимодействии с исполнительными органами местного самоуправления;
-
продвижение возможностей администрации муниципального района по оказанию мер поддержки бизнес-сообществу в субъекте Российской Федерации и Российской Федерации (в том числе через конференции, выставки, форумы);
-
создание реестра финансовых организаций, действующих на территории муниципального района;
-
обеспечение взаимодействия со специализированными финансовыми российскими организациями с целью использования их потенциала и возможностей по финансированию, поддержке малого и среднего предпринимательства на территории муниципального района;
-
Структурное подразделение администрации муниципального образования должно быть наделено полномочиями по созданию и ведению реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций инфраструктуры поддержки бизнеса, которым оказана поддержка администрацией района.
II. Разработка нормативно-правовой базы для осуществления предпринимательской деятельности
4. Нормативно-правовая основа предпринимательской деятельности в муниципальном районе «Малоярославецкий район»
В муниципальном районе должна быть создана нормативно-правовая основа для осуществления предпринимательской деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Требования Стандарта:
Нормативно-правовая основа предпринимательской деятельности в муниципальном районе «Малоярославецкий район»
1. В муниципальном районе должны быть приняты нормативные акты, устанавливающие основные направления участия администрации муниципального района в развитии предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных и действующих на территории муниципального района, в том числе:
— создание в муниципальном районе благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности путем:
-
установления субъектам малого и среднего предпринимательства льгот по уплате местных налогов;
-
защиты интересов и прав предпринимателей, включая защиту от недобросовестной конкуренции и от ограничения доступа к рынку;
-
предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства не противоречащих законодательству Российской Федерации льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;
-
определения четких критериев и процедур получения поддержки.
Прямое участие органов местного самоуправления в развитии предпринимательской деятельности путем:
-
разработки, утверждения и финансирования программ поддержки малого и среднего предпринимательства, осуществляемых администрацией муниципального района;
-
выделения средств местных бюджетов для финансирования организаций инфраструктуры поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
5. Утверждение Программы развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального района «Малоярославецкий район»
Программа развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального района – основной документ, определяющий цели политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства, основные направления и приоритеты в оказании мер поддержки на долгосрочную перспективу.
Требования Стандарта:
Утверждение Программы развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального района «Малоярославецкий район»
1. В муниципальном районе должна быть разработана, утверждена и принята к исполнению Программа развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального района (далее — Программа).
2. Программа должна содержать:
2.1. Видение конечного результата, и описание взаимосвязанных по целям, задачам, срокам осуществления и ресурсам мероприятий, обеспечивающих рост предпринимательской активности в муниципальном районе;
2.2. Приоритетные направления предпринимательской деятельности и мероприятия, выполнение которых позволит реализовать поставленные цели;
2.3. Исходные предпосылки формирования политики развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального района, в том числе:
— оценку доступных ресурсов развития экономики муниципального района (кадровые, инфраструктурные, производственные, информационные, рекреационные и другие);
— видение текущих конкурентных преимуществ и слабых сторон муниципалитета (относительно других муниципальных районов) с учетом развития секторов экономики муниципального района;
— выявление приоритетных направлений предпринимательской деятельности на территории муниципального района;
3. Разработка проекта документа и его изменение должны вестись публично. К публичному обсуждению документа привлекаются общественные организации, эксперты, предприниматели. Проект документа размещается на Интернет-ресурсе администрации муниципального района.
4. При реализации Программы должны быть:
— установлены формы и периодичность подготовки отчетности о реализации мер, значений целевых показателей и их соответствия плановым значениям;
— обеспечена регулярная публикация отчетов по результатам достижения целевых значений плановых показателей.
6. Утверждение документов, устанавливающих условия и требования к получателям поддержки – субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям инфраструктуры поддержки предпринимательства.
Хозяйствующие субъекты принимают решения об обращении за оказанием поддержки развития предпринимательской деятельности на территории муниципального района на основе условий и требований, установленных органами местного самоуправления к получателям поддержки. Доступность документов, определяющих соответствующие условия и требования, их публикация в наглядной форме позволяют хозяйствующим субъектам принимать обоснованные решения в рамках реализации предпринимательской деятельности.
Требования Стандарта:
Утверждение документов, устанавливающих условия и требования к получателям поддержки – субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям инфраструктуры поддержки предпринимательства.
1. В муниципальном районе должны быть разработаны и утверждены документы, устанавливающие условия и требования к получателям поддержки – субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям инфраструктуры поддержки предпринимательства. При их разработке и утверждении таких документов должны соблюдаться следующие требования:
1) Проекты документов до их утверждения должны быть рассмотрены на заседаниях Совета.
2) Утвержденные документы размещаются в открытом доступе, в том числе на официальном Интернет-сайте администрации муниципального образования.
3) Документы администрации муниципального района должны разрабатываться с учетом условий и требований к получателям поддержки, принятых на федеральном уровне, уровне субъекта Российской Федерации и муниципального района, в том числе с учетом Программы развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального района.
7. Повышения квалификации и оценки компетентности сотрудников профильных органов муниципальной власти по работе с субъектами малого и среднего предпринимательства
Требования Стандарта:
Повышения квалификации и оценки компетентности сотрудников профильных органов муниципальной власти по работе с субъектами малого и среднего предпринимательства
-
В администрации муниципального района должен быть создан перечень квалификационных требований к должностям, связанных с работой с субъектами малого и среднего предпринимательства, который должен быть ориентирован на выполнение задач, стоящих перед муниципальным районом.
-
Специалист по работе с субъектами малого и среднего предпринимательства должен обладать следующими навыками, позволяющими решать текущие и стратегические задачи:
-
Разработка программы развития малого и среднего предпринимательства, включая механизмы реализации программных мероприятий;
-
Определение бюджетных и внешних источников финансирования;
-
разработка концепции политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства;
-
осуществление оценки эффективности реализации мероприятий муниципальной программы.
-
В целях недопущения разрыва между знаниями и навыками сотрудников и целями муниципалитета, утверждается документ (включается соответствующий раздел в должностные обязанности), описывающий систему повышения профессиональных компетенций сотрудника путем:
-
самообразования;
-
обучения через систему повышения квалификации.
-
Система повышения квалификации должна отвечать следующим требованиям:
-
носить опережающий характер обучения по отношению к изменениям стратегий и тактических приемов ведения предпринимательской деятельности;
-
ориентироваться не только на обновление профессиональных знаний и навыков, но и на социальное развитие, активизацию творческого потенциала сотрудников;
-
использовать методы обучения, которые предполагают обучение действием;
-
носить инновационный характер обучения, связанный поиском решений возникающих перед муниципалитетом проблемных ситуаций.
-
Основные формы самообразования включают в себя:
-
инициативное участие в работе семинаров, производственных конференций и других тематических мероприятиях;
-
изучение специализированной литературы.
IV. Повышение информационной открытости
8. Наличие канала прямой связи субъектов малого и среднего предпринимательства и руководства администрации муниципального района для оперативного решения возникающих в процессе предпринимательской деятельности проблем и вопросов
Реальная доступность для предпринимателей высших должностных лиц администрации муниципального района – один из основных инструментов формирования уверенности предпринимателей в реальности приоритета улучшения делового климата для развития бизнеса для высшего руководства администрации муниципального района.
Требования Стандарта:
Наличие канала прямой связи малого и среднего предпринимательства и руководства администрации муниципального района для оперативного решения возникающих в процессе предпринимательской деятельности проблем и вопросов
1. Организован и функционирует канал прямой связи предпринимателей с руководством администрации муниципального образования для оперативного решения возникающих в процессе предпринимательской деятельности проблем и вопросов.
2. Канал прямой связи должен отвечать требованиям:
-
-
-
равного доступа субъектов предпринимательской деятельности к разрешению вопросов муниципальными служащими соответствующего уровня;
-
контроля результатов и сроков рассмотрения обозначенных хозяйствующими субъектами вопросов и проблем;
-
-
3. Каналами прямой связи, в частности, могут служить:
-
-
-
доступные для субъектов предпринимательской деятельности контактных телефонов руководителей исполнительных органов муниципального района;
-
телефон «горячая линия».
-
-
9. Включение раздела о реализации политики развития малого и среднего предпринимательства в инвестиционный паспорт муниципального района «Малоярославецкий район».
Принятие решения об осуществлении предпринимательской деятельности во многом зависит от доступа к информации о территории, на которой субъекты малого и среднего предпринимательства планируют осуществлять предпринимательскую деятельность. Одним из инструментов создания информационного поля для предпринимателей, эффективность применения которого доказана практикой, выступает инвестиционный паспорт.
Требования Стандарта:
Включение раздела о реализации политики развития малого и среднего предпринимательства в инвестиционный паспорт муниципального района «Малоярославецкий район».
1. Раздел инвестиционного паспорта о реализации политики развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе должен включать информацию по следующим вопросам развития малого и среднего предпринимательства:
1) стратегия развития предпринимательской деятельности муниципального района;
2) нормативные правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность в муниципальном районе;
3) организации инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
4) контактная информация.
3. Должна быть обеспечена регулярная (раз в год) актуализация информации о реализации политики малого и среднего предпринимательства, представленной в инвестиционном паспорте муниципального района.
10. Создание специальной вкладки Интернет-ресурса о малом и среднем предпринимательстве на сайте администрации муниципального района «Малоярославецкий район»
Сеть Интернет – основной инструмент обеспечения прямой и обратной связи между властью и бизнес — сообществом муниципального района, вовлечения всех заинтересованных лиц в реализацию политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства. Создание специальной вкладки Интернет-ресурса о малом и среднем предпринимательстве на сайте администрации муниципального района, на котором консолидируется информация, полезная для предпринимателей и способствующая продвижению муниципального района с точки зрения в привлекательности ведения бизнеса, представляется неотъемлемым элементом деятельности по улучшению делового климата на определенной территории.
Требования Стандарта:
Создание специальной вкладки Интернет-ресурса о малом и среднем предпринимательстве на сайте администрации муниципального района «Малоярославецкий район»
1. В муниципальном районе по решению администрации района создается Интернет-ресурс о предпринимательской деятельности в виде отдельной Интернет-страницы на официальном Интернет-сайте администрации муниципального района.
2. Интернет-ресурс должен обеспечивать наглядное представление возможностей муниципального образования, основных направлений поддержки предпринимателей, организаций инфраструктуры, а также сбор и оперативное рассмотрение жалоб, обращений предпринимателей.
3. Интернет-ресурс должен содержать в наглядной форме:
-
-
-
информацию о привлекательности ведения бизнеса в муниципальном районе;
-
программу развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального района;
-
порядок взаимодействия предпринимателей с должностными лицами и органами местного самоуправления;
-
описание мер поддержки, оказываемых субъектам малого и среднего предпринимательства, порядок обращения для их получения;
-
информацию о планах и результатах заседаний Совета по малому и среднему предпринимательству;
-
информацию о планируемых и реализуемых на территории муниципального района мероприятиях, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства;
-
-
11. Наличие в муниципальном образовании представителя Уполномоченного по защите прав предпринимателей субъекта Российской Федерации
Эффективное развитие хозяйственной субъектов малого и среднего предпринимательства деятельности невозможно без формирования благоприятного предпринимательского климата, эффективного корпоративного и антимонопольного законодательства, снятия административных барьеров и бюрократических проволочек. Наличие в муниципальном образовании представителя Уполномоченного по защите прав предпринимателей субъекта Российской Федерации способствует поиску правовых инструментов и методов решения проблем и вопросов в сфере ведения бизнеса и защиты прав субъектов малого и среднего предпринимательства.
Требования Стандарта:
Наличие в муниципальном образовании представителя Уполномоченного по защите прав предпринимателей субъекта Российской Федерации
-
Задачами представителя Уполномоченного по защите прав предпринимателей субъекта Российской Федерации в муниципальном образовании являются:
1) защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;
2) осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления, иными органами, организациями, наделенными федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями;
3) содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;
4) взаимодействие с предпринимательским сообществом;
5) участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, а также выдвижение и поддержка инициатив, направленных на ее реализацию.
2. В целях выполнения задач представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей субъекта Российской Федерации в муниципальном районе:
1) рассматривает жалобы субъектов предпринимательской деятельности;
2) обеспечивает взаимодействие субъектов предпринимательской деятельности с органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, организациями, наделенными федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами по вопросам защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;
3) оказывает содействие деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц в области обеспечения и защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;
4) осуществляет сбор, изучение и анализ информации, содержащейся в актах органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, по вопросам необоснованных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности, возникающих в результате действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;
5) обобщает и анализирует информацию по вопросам обеспечения и защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, содержащейся в материалах, поступивших от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также в жалобах (заявлениях) субъектов предпринимательской деятельности.
Предложения по проекту Стандарта направлять в отдел экономического развития администрации Малоярославецкого района:
Тел/факс 8(48431) 2-33-57
Электронная. почта: ekonom—mal@yandex.ru