Арктика. Существует множество заблуждений по поводу Арктики. В представлениях российского обывателя Арктика – это самый северный регион России, где много льда и снега, мало людей и растительности, постоянно холодно. А что об Арктике вообще известно и какая она на самом деле?

Арктика: интересные факты


Арктика представляет собой физико-географический регион, северную полярную область Земли.  Площадь всей арктической территории составляет 27 млн. км2. Включает Севеpный Ледовитый океан и его моpя: Гpенландское, Баpенцево, Каpское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Бофоpта, а также море Баффина, залив Фокс-Бейсин, многочисленные пpоливы и заливы Канадского Аpктического архипелага, северные части Тихого и Атлантического океанов. На суше Арктика представлена: Канадский Аpктический аpхипелаг, Гpенландия, Шпицбеpген, Земля Фpанца-Иосифа, Hовая Земля, Севеpная Земляю, Hовосибиpские о-ва и о. Вpангеля, а также северные побережья материков Евразия и Северная Америка.

Арктика поделена на пять секторов ответственности между США, Россией, Норвегией, Канадой и Данией. 80% арктической суши принадлежит России и Канаде, скандинавским странам – порядка 16%, США – всего 4%. Согласно международному праву, Северный полюс и прилегающий к нему регион Северного Ледовитого океана в настоящее время не принадлежат ни одной стране.

Интересный факт

Слово «Арктика» греческого происхождения и означает «страна большого медведя» — по созвездию Большой Медведицы.

Арктическая зона России — часть Арктики, находящаяся под суверенитетом и юрисдикцией РФ. 2 мая 2014 года Президент России подписал Указ «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации»

В соответствии с Указом, российская часть Арктики включает в себя:

  • Мурманскую область;
  • Ненецкий автономный округ;
  • Чукотский автономный округ;
  • Ямало-Ненецкий автономный округ;
  • Муниципальное образование городского округа «Воркута» (Республика Коми);
  • Территории Аллаиховского улуса, Анабарского национального (Долгано-Эвенкийского) улуса, Булунского улуса, Нижнеколымского района, Усть-Янского улуса (Республика Саха (Якутия));
  • Территории городского округа города Норильска, Таймырского (Долгано-Ненецкого) муниципального района, Туруханского района (Красноярский край);
  • Территории муниципальных образований «город Архангельск», «Мезенский муниципальный район», «Новая Земля», «Город Новодвинск», «Онежский муниципальный район», «Приморский муниципальный район», «Северодвинск» (Архангельская область);
  • Земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане, некоторые улусы Якутии. Эти географические объекты были объявлены территорией Советского Союза постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года.

27 июня 2017 года арктическая зона России была расширена: согласно Указу Президента внесены изменения в перечень сухопутных территорий российской арктической зоны. Теперь в него дополнительно включены территории Беломорского, Лоухского и Кемского муниципальных районов Республики Карелия.

Средняя температура зимой в арктической климатической зоне составляет – 400С. Минимальные температуры иногда снижаются до −55,−60°C. Лето в Арктике холодное – температура в северных широтах редко поднимается выше 00С. Льды поглощают все солнечное тепло, которого оказывается слишком мало для того, чтобы нагреть воздух. Также летом бывают туманы, а осадки представлены в виде моросящих дождей.

Многим интересны погодные условия,  ведь площадь российской Арктики огромна. Учитывая большую протяженность арктического региона погоду лучше всего смотреть в нескольких «географических точках». Например, при одновременности дневного времени, в Мурманске может быть +17°C, на Диксоне уже -11°C и солнечно, а в Тикси -10°C и снег, а в Певеке 0°C и пасмурно.

Интересный факт

Благодаря теплому морскому течению Гольфстрим, Баренцево море полностью не замерзает (например, в Мурманске находится уникальный незамерзающий арктический порт, функционирующий круглый год), в отличие от других арктических морей.

А еще в Арктике бывает полярная ночь и полярный день, когда темно-светло круглые сутки в течении нескольких месяцев.

Природа Арктики неоднородная и ее можно хорошо рассмотреть на примере природных зон. Так природные зоны российской Арктики включают в себя полярные пустынитундры и частично лесотундры.

ПОЛЯРНАЯ ПУСТЫНЯ

Это самый север нашей страны — острова Северного Ледовитого океана — расположены в природной зоне полярных (арктических) пустынь. Еще эту зону называют ледяной зоной.

Зимой здесь господствует полярная ночь. Летом температура воздуха редко поднимается выше 0°С, а средняя температура июля составляет +5°С. По нескольку дней могут идти моросящие осадки, а вот гроз и ливней практически не бывает. Зато часты туманы.

Для значительной части территории характерно оледенение. Поэтому сплошной растительный покров отсутствует. Приледниковые участки суши, на которых развивается растительность, совсем небольшие по площади. На россыпях гальки, обломках базальта и валунах «селятся» мхи и накипные лишайники.

Живут тут в основном такие морские млекопитающие, как гренландский тюлень, морж, кольчатая нерпа, морской заяц, белуха, морская свинья, касатка. Разнообразны в северных морях виды усатых китов. Синий и гренландский киты, сейвал, финвал, нарвал, горбач относятся к редким и исчезающим видам и занесены в Красную книгу.

Самым типичным представителем животного мира полярной пустыни является белый медведь. Места обитания белых медведей находятся на Земле Франца-Иосифа, Новой Земле, о. Врангеля. Летом на скалистых островах гнездятся многочисленные колонии птиц: чайки, кайры, чистики, гагары, встречаются и колонии тупиков и др.

Постоянного населения в зоне полярной пустыни практически нет, разве что на метеостанциях наблюдают за погодой и движением льдов в океане. Промысел на суше не ведется, так как почти вся зона полярных пустынь либо является особо охраняемой природной территорией (как, например, на Земле Франца-Иосифа), либо закрытым административно-территориальным образованием (как на Новой Земле).

Однако в настоящее время практически все острова начинают постепенно обживаться. На островах существуют научные станции, военные городки, места испытаний, национальные заповедники, полярные и исследовательские станции, геофизические обсерватории, буровые разработки, разработки редкоземельных металлов и др.

В прилегающих к Арктике территориях России находятся компоненты системы предупреждения о ракетном нападении, а также ракеты-перехватчики.

В южной части архипелага Новая Земля расположен российский ядерный полигон. В 2013 году Россия начала воссоздание военной базы на Новосибирских островах (Котельный). В частности, речь идёт о воссоздании аэродрома Темп. Созданы аэродромы в посёлке Рогачёво и на погранзаставе Нагурское (Земля Франца-Иосифа). На Земле Александры построена военная база Арктический трилистник.

Все арктические державы регулярно проводят военные учения в регионе. Россия постоянно разрабатывает и проводит комплекс мер, в том числе военного характера, на защиту своих интересов в Арктике.

6 марта 2018 г. генеральный директор российского акционерного общества «РТИ» Максим Кузюк заявил о создании радара для круглосуточного мониторинга и воздушной разведки Арктики в интересах развития Северного морского пути.

Работа в Арктике осуществляется в основном вахтовым методом. Однако это не значит, что там нет возможности оказания медицинской помощи. Хотя о высокотехнологической помощи всё же говорить не приходится. Она оказывается только «на материке».

В настоящее время территория Арктики активно осваивается. В офисах работодателей «на материке» набирают сотрудников для работы в Арктических условиях, в том числе и для долговременного проживания при наличии семей с детьми, по различным профессиям: экспедиторы, кладовщики (логисты), слесари, сантехники, строители, IT-специалисты, научные сотрудники, геодезисты, экологи, гляциологи, геологи, специалисты по разработке месторождений, метеорологи, криологи, океанологи, биологи, медицинские работники, инженеры по автоматизированным системам управления, водители всех категорий, буровики, летчики, повара, пекари, копровщики, изолировщики, юристы, коменданты, лаборанты, машинисты кранов, газосварщики и газорезчики, мотористы, жестянщики, инженеры-проектировщики, мастера и руководители отделов, профессионалы в области газификации и электрификации, разнорабочие, подсобные рабочие, грузчики и многие другие. В последнее время появилась востребованность в профессиях, связанных с туризмом: проводник пеших лыжных и пеших прогулок, организатор и экскурсовод на круизные туры.

ТУНДРА

Огромные пространства побережья Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Чукотского заняты тундрой. Тундра получает больше тепла, чем зона полярной пустыни. Однако климат здесь продолжает характеризоваться низкими температурами воздуха, непродолжительным летом, суровой зимой.

Средняя температура воздуха в январе доходит до -36°С (в Сибири). Длится зима 8-9 месяцев. В это время года здесь господствуют южные ветры, дующие с материка. Лето отличается обилием солнечного света, неустойчивой погодой: часто дуют сильные северные ветры, приносящие похолодание и осадки (особенно во второй половине лета часто бывают моросящие дожди). Из-за распространения многолетней мерзлоты,  здесь много болот.

Так как зона тундры имеет значительную протяженность с севера на юг, в ее пределах климатические условия заметно меняются: от суровых на севере к более умеренным на юге. В соответствии с этим выделяют арктические, северные, они же типичные, и южные тундры. Арктические тундры занимают главным образом арктические острова и часть побережья.

Из растительности преобладают мхи, лишайники, встречаются цветы, кустарники, многолетние травы. Распространены ива полярная и ползучая, дриада (куропаточья трава), полярный мак, мелкие осоки, некоторые злаки, камнеломки.

Животные и птицы, постоянно обитающие в тундре, хорошо приспособились к суровым природным условиям. Их спасают густой мех или пушистое оперение. Зимой животные имеют белую или светло-серую окраску, а летом — серовато-коричневую. Это помогает маскироваться. Типичные животные тундры — это песец, лемминг, заяц-беляк, северный олень, белая полярная и тундровая куропатки, полярная сова. Летом изобилие пищи (рыбы, ягод, насекомых) привлекает в эту природную зону таких птиц, как кулики, утки, гуси и др.

В тундре достаточно низкая плотность населения. Коренными народами здесь являются саамы, ненцы, якуты, чукчи и др. Традиционные промыслы северных народов: рыболовство, оленеводство, собирательство, изготовление национальной одежды, резьба по кости.

Интересный факт

Только коренным народам, живущим на побережье Северного Ледовитого океана разрешена по специальной квоте охота на китов, нерп, моржей. Из их шкур жители шьют обувь и одежду. Обувь из шкуры старого моржа или нерпы выдерживает походы по сланцевым почвам, которую не выдерживает никакая современная высокопрочная каучуковая подошва. А одежду из шкур оленей охотно заказывают работники полярных поселений. Кровь животных выпивается тёплой всеми членами посёлка. Мясо вялится, сушится, варится, морозится. Жир используется и для обогрева жилища, и для пропитки одежды и обуви, и для использования в виде кремов для защиты от ветра и мороза.

На побережье довольно распространена рыбная ловля. Существуют целые рыболовецкие артели. Северное побережье очень богато рыбой. Северная рыба ценна йодом, омега-жирными кислотами, комплексом микроэлементов. По своим качествам северная рыба намного превосходит атлантическую и тихоокеанскую.

Также тут активно ведется добыча полезных ископаемых, в основном нефти, газа, урановых руд.

В последнее время в тундре заготавливают очень ценный мох – ягель. Это не только традиционный корм для оленей, но и особо ценный продукт для людей. Огромную ценность представляет ягель для медицины. Он по сути является очень сильным антибиотиком. Усиновая кислота активно убивает туберкулезную палочку. В народной медицине его используют при язвенной болезни, варикозном расширении вен, патологиях щитовидной железы, для лечения кашля и нормализации работы кишечника. Местное население использует ягель младенцам вместо подгузников. А благодаря тому, что он подавляет рост гнилостных бактерий, им обкладывают на севере продукты, чтобы они не портились при комнатной температуре.

Хотелось бы отдельно обратить внимание на известные в мире традиционные промыслы северных народов: изготовление украшений и сувениров из оленьего меха и резьбы по кости.

В настоящее время, когда все больше развивается северный туризм, всё более широко становится известными и популярными изделия северных мастеров.

Туристы приобретают не только современные парки, но и мужские унты и женские унтайки, игрушки, украшения и изделия для дома.

Резьба по кости народов Севера относится к одному из древних народных промыслов. Жители Чукотки использовали для своих работ наиболее доступный для них материал – моржовые клыки. Изделия чукотских мастеров отличает простота и лаконичность, минимум деталей. В большинстве своём это многочисленные амулеты и изделия, используемые в быту: различные наконечники, ножи, гарпуны. Так же вызывает интерес их искусство гравировки – на клыках создаются целые рассказы в картинках.

Якутские резчики создают свои работы с помощью ажурной резьбы, используя орнаменты геометрической формы. Сильно развито скульптурное направление, отличающееся тщательной проработкой деталей и построением по типу макета.

Тобольские мастера создают из клыков моржей и зубов кашалота миниатюры, повествующие о жизни и быте народов Севера. Среди их изделий можно встретить и женские украшения, ножи для резки бумаги, различные брелоки.

Холмогорская резьба по кости – это один из первых русских художественных промыслов. Архангельский край со своей суровой и красивой природой вдохновлял своих талантливых жителей. Изделия этих мастеров очень узнаваемы своей неповторимой ажурностью, витиеватостью многочисленных орнаментов. Ларцы и ларчики с традиционной четырёхскатной крышкой, женские украшения, кубки и даже иконы – всё украшено растительными орнаментами и пышными завитками, напоминающими морозные узоры.

Известна также саамская резьба по кости, которая использовалась для украшения рукоятки ножей, как мужских, охотничьих, так и женских, бытовых.

ЛЕСОТУНДРА

Лесотундра — это переходная зона от тундры к тайге. Растительность лесотундры изменяется в зависимости от долготы. Из деревьев в зоне лесотундры наиболее распространены карликовые берёзы, полярные ивы, встречаются ели, пихты и лиственницы. Растут также мхи, лишайники, мелкие кустарники.

Зима здесь бывает довольно суровая. Широко известен «полюс холода» пос. Оймякон, где температура зимой доходит до -700С. Также зимой бывают настолько обильные снегопады, что под слоем снега  скрываются двухэтажные здания.

В лесотундре расположены основные зимние пастбища северного оленя. Где  хороший ягельный и кустарниковый корм, защита от холодных зимних ветров, маленькая плотность снега.

Весной стада диких и домашних северных оленей передвигаются на север лесотундры, а с наступлением лета откочевывают в тундру, вплоть до ее крайних арктических пределов. Осенью они движутся на юг, в лесотундру, и даже к северной окраине тайги.

Здесь под влиянием климата очень много  болотистых влажных мест. В короткое лето пространства лесотундры покрыты ценными ягодами: морошкой, черникой, голубикой, вороникой, ежевикой, клюквой, брусникой, костяникой и др.

Животный мир очень богат: млекопитающие, птицы, в том числе и перелётные, насекомые и земноводные, ящерицы и др. В зоне лесотундры встречаются животные и тундры, и леса. Так что здесь можно встретить и волка, и медведя, росомаху, норку, песца и чернобурую лисицу, овцебыка и северного оленя, леммингов, землероек, зайцев. Из птиц – куропатку, сову, сокола, гусей, уток, журавлей, лебедей, куликов, жаворонков.

На территории лесотундр расположены как деревни, так и города, т.е. плотность населения здесь уже значительно выше, чем в тундре или тем более в полярной пустыне.

Коренное население не только занимается кочевым разведением оленей, но и организует мараловые фермы, заповедники, где развивается пантовый промысел. Молодые рога оленей (панты) богаты иммуностимулирующими свойствами и очень востребованы в современном мире.

В зоне лесотундры развивается разведение собак для собачьих упряжек. Ежегодно проводятся соревнования по бегам на собачьих упряжках.

В Якутии и других северных областях организуются зверофермы, где благодаря холодному климату и обилию мяса получают высшего качества мех песца, норки, чернобурой лисицы, горностая, соболя и др., за которые на мировых аукционах платят золотом.

В ходу на Югорской земле были изделия из бересты: ковши, вёдра, короба для сухих продуктов и хранения предметов рукоделия (круглые и прямоугольные), кузовки, четырёхугольные миски-чуманы и большие заплечные кузова. Из дерева долбили корытца для рыбы и мяса, ложки-черпалки; делали нарты, оленьи шесты-хореи, лопатки для выбивания пыли и снега, детские игрушки, музыкальные инструменты, вёсла, лодки-долблёнки и каюки, украшенные изображениями зверей и птиц.

Из кожи рыб шьют кошели, сумки, обувь. В Карелии восстанавливается старинный промысел изготовления изделий из карельской березы.

В настоящее время на гигантской российской арктической территории проживает около 4 миллионов человек, среди них коренные жители Крайнего Севера: чукчи, ненцы, коми, селькупы и другие. В настоящее время, с участием России, в этом регионе работает больше десятка международных экспедиций, а также полярные станции и радио- метеоцентры. В арктической зоне построены большие современные города: Салехард, Мурманск, Норильск, крупные промышленные предприятия.

Интересный факт

В Северном крае вместе с развитием индустрии развивается и духовная жизнь. Так, только в одной Норильской епархии на сегодняшний день Свято-Троицкий Туруханский мужской монастырь, 23 действующих православных храма и 8 часовен (в самом городе Норильске – 8 храмов и 2 часовни); в Мурманской епархии – Хибиногорский женский монастырь, 48 храмов и 29 часовен. В районах крайнего Севера восстанавливаются и реставрируются шедевры деревянного зодчества — деревянные храмы и храмовые комплексы, некоторые из них признаны ЮНЕСКО всемирным наследием.  

Через Арктику проходят морские, воздушные и наземные транспортные пути.

Арктика – богатейшая территория с ценнейшими промысловыми рыбами и млекопитающими.

Арктика – богатейший резервуар чистой пресной воды (льды, айсберги).

Недра Арктики богаты полезными ископаемыми (запасы нефти – на 150 лет, алюминий, никель, апатиты, уран… ). В одних только недрах Кольского полуострова сосредоточена практически вся таблица Менделеева. Более того, там обнаружена почти четверть всех открытых на планете минералов. На Кольском полуострове находятся крупнейшие в мире месторождения апатита, эвдиалита и многих других. Мурманская область — это единственный в России регион, в котором добывают тантал и цирконий. А знаменитая Чукотка? Она располагает значительными запасами полезных ископаемых, многие из которых еще ждут своего открытия. Относится это и к золотоносным ресурсам. В настоящее время Чукотка превосходит северную Канаду и Аляску по запасам рудного золота. На территории округа имеются залежи таких полезных ископаемых как нефть, природный газ, уголь, олово,  сурьма, вольфрам и ртуть. Неисчислимы запасы мрамора, известняка, гальки, песка. И даже на шельфе в Северном Ледовитом океане, минеральные ресурсы которого пока еще слабо изучены, уже начата эксплуатация месторождений нефти и газа, открыты россыпные месторождения тяжелых металлов.

Кроме того, Арктика считается климатической лабораторией планеты и резервным пространством, обеспечивающим возможности для роста народонаселения.

Освоение Арктики связано со знаменитыми экспедициями к Северному Полюсу и легендарными именами первооткрывателей. Это были представители разных народов мира: американцы Джон Франклин и Роберт Пири, голландец Вильям Баренц, норвежцы Фритьоф Нансен и Руаль Амундсен, итальянец Умберто Нобиле и многие другие, чьи имена навечно остались в названиях островов, гор, ледников, морей. Среди них и наши соотечественники: Федор Литке, Семен Челюскин, братья Лаптевы, Георгий Седов, Владимир Русанов.

Арктика, несмотря на суровые климатические условия, издавна привлекала человека. По свидетельству ученых первобытные люди начали осваивать эти земли 10 тысяч лет назад. Ученые-археологи установили, что в те времена на дальневосточном Севере существовало протоэскимосское племя. Охотники и рыболовы этого племени стали первыми коренными жителями Арктического региона.

В дальнейшем освоение человеком Арктической зоны продолжилось в Гренландии и северных районах Канадского Арктического архипелага. Эти территории были заселены позднее всего. В Американской Арктике население, в основном, мигрировало с запада на восток, в Евразии – преимущественно с юга на север, миграция здесь проходила по долинам крупных рек. В результате, тысячу лет назад территория арктического Севера была полностью заселена предками коренных народов, которые живут в этом регионе и в современное время.

Освоение Арктики (территории современной России) начинается с новгородцев. С Х века в исторических источниках указываются сведения о поселениях славян на побережье Белого и Баренцева морей и о походах за данью в Печору и Югру. В XII веке на Северной Двине основывается Архангельский монастырь.  В последующие века постепенно происходит осваивание северных территорий русскими и скандинавами. И в XIV веке между Русью и Норвегией заключается договор о границе на севере («Разграничительная грамота»).

Историк Б.Д.Греков

…в 1326 г., с … шведским королем Магнусом, являвшимся также и королем Норвегии, в Новгороде был заключен русско-норвежский договор. По этому договору восстанавливались старые русско-норвежские рубежи, и обе стороны обязались взаимно отказаться от всех захваченных ими друг у друга земель; так были восстановлены границы, предусмотренные в «Разграничительной грамоте» договора 1251 г.

Норвежским королем в это историческое время официально считался малолетний шведский король Магнус II, сын Эрика, живший в Стокгольме. Фактически во главе Норвегии стоял правитель Эрлинг, сын Видкуна. 

Первооткрыватель Западной Сибири и Полярного Урала, новгородский воевода Александр Абакумович в 1364 году перешел через Полярный Урал и добрался до Обской губы. А. Абакумович открыл Полярный и Северный Урал, а также исследовал не менее 1000 км течения Оби и устье Иртыша. Вместе с другим воеводой по имени Степан Ляпа основали за Уралом первые русские городки, в том числе Ляпинский городок.

Стефан Пермский (Стефан Симеонович Храп) — миссионер, церковный писатель и иконописец, пройдя путь по Северной Двине и Вычегде, достиг Котласа, где распространял православное вероучение среди коми-пермяков и зырян. Благодаря Стефану в конце XIV века земля Коми вошла в состав Московского княжества.

Григорий Истома — путешественник и дипломат, переводчик при дворе великого князя Московского Ивана III собрал интересные географические факты о Беломорско-Кулойском плато, мысе Святой Нос, полуострове Мотка (Рыбачий) и этнографические сведения о жизни саамов.

В 1525 году русский дипломат Дмитрий Герасимов составил первую карту бассейна Северного Ледовитого океана от устья Северной Двины до Оби. Эта карта наиболее полно отражала выдающиеся успехи российского арктического мореплавания и землепроходчества в XI – XV веках. Сохранилась только копия этой карты в книге Баттисты Аньезе 1553  г. (Морская карта,  лист 17 из атласа).

В целом ряде источников, свидетельствующих о походах русских поморов к архипелагу Шпицберген, указывается первая половина XVI века. Шпицберген наряду с Сибирью и архипелагом Новая Земля являлся основным поставщиком моржового клыка, белухи, нерпы и тюленей. Западноевропейские мореходы узнали об этих полярных архипелагах намного позже.

В 1556 году крупное морское путешествие совершил англичанин Стифен Борроу, который первым из европейцев достиг Новой Земли и регулярно записывал свои наблюдения. 9 июня 1556 г. Барроу благополучно вошел в устье Колы. «Пока мы стояли на этой реке, мы ежедневно видели, как по ней спускалось много русских ладей, экипаж которых состоял минимально из 24 человек, доходя на больших до 30.» — записал он в этот день. Проводником у него был, по свидетельству его же записей, помор Гавриил.

В середине XVI века поморы и землепроходцы, используя притоки сибирских рек, совершали плавания в Северный Ледовитый океан и вдоль его берегов.

В 1648 г. группа мореходов во главе с «торговым человеком» Федотом Поповым и казачьим атаманом Семеном Дежневым обошла на кочах (старинное поморское палубное одномачтовое парусное гребное судно) Чукотский полуостров и вышла в Тихий океан.

В 1686-1688 гг. торговая экспедиция Ивана Толстоухова на трех кочах обошла морем с запада на восток Таймырский полуостров.

В 1712 г. землепроходцы Меркурий Вагин и Яков Пермяков впервые посетили Большой Ляховский остров, положив начало открытию и исследованию всей группы Новосибирских островов.

В 1733-1742 гг. в водах Северного Ледовитого океана и на его побережье работала Великая Северная экспедиция. По существу, она объединила несколько экспедиций, в том числе вторую Камчатскую экспедицию под руководством Витуса Беринга, выполнивших огромный комплекс исследований северной территории Сибири   от устья Печоры и острова Вайгач до Чукотки, Командорских островов и Камчатки. Впервые были нанесены на карту берега Северного Ледовитого океана от Архангельска до устья Колымы, побережье острова Хонсю, Курильские острова. Более грандиозного географического предприятия до этой экспедиции не было.

Исследованию северо-восточных окраин Российской земли посвятил всю свою жизнь Семен Челюскин. 10 лет (1733-1743 гг.) служил он во второй Камчатской экспедиции, в отрядах известных исследователей Василия Прончищева, Харитона Лаптева.
Весной 1741 г. Челюскин прошел пешком по суше западного побережья Таймыра, произвел его описание. Зимой 1741-1742 гг. проехал и описал северное побережье Таймыра, где выявил северную оконечность Азии. Это открытие было увековечено через 100 лет, в 1843 г. северная оконечность Азии была названа мысом Челюскина.

Интересный факт

Семен Иванович Челюскин родился в селе Мишина Белёвского уезда Тульской губернии.

Василий Васильевич Прончищев родился в селе Богимово Тарусского уезда (Калужской области)

Татьяна Федоровна Прончищева (Кондырева) родилась в селе Березово Алексинского уезда (ныне Дубенского района Тульской области).

Значительный вклад в изучение восточного участка Северного морского пути внесли русские мореплаватели Фердинанд Врангель и Федор Матюшкин (лицейский друг Александра Пушкина). В 1820-1824 гг. они обследовали и нанесли на карту материковый берег от устья Колымы до Колючинской губы и совершили в этом районе четыре беспримерных похода по дрейфующим льдам.

Вошел в историю как крупный исследователь Арктики Федор Литке. В 1821-1824 гг. Литке описал берега Новой Земли, сделал много географических определений мест по берегу Белого моря, исследовал глубины фарватера и опасных отмелей этого моря. Описал эту экспедицию  в книге «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан в 1821-1824 гг.».

В 1826 г. Литке на шлюпе «Сенявин» отправился в кругосветное плавание, продолжавшееся три года. По результатам это одна из наиболее успешных экспедиций первой половины XIX столетия: в Беринговом море определены важнейшие пункты берега Камчатки от Авачинской губы к северу; описаны до того неизвестные острова Карагинские, остров Матвея и берег Чукотской Земли; определены острова Прибылова; исследованы и описаны архипелаг Каролинский, острова Бонин-Сима и многие другие.

Интересный факт. Дед будущего адмирала Иоганн Филипп фон Литке, потомок эстляндских немцев, будучи лютеранским пастором и ученым богословом, прожил в России достаточно долгую жизнь и умер в 1771 г. от чумы в Калуге. Отцом Федора Петровича был его второй сын, Петр Иванович.

Совершенно новый этап в исследовании и транспортном освоении Северного Ледовитого океана связан с именем знаменитого русского мореплавателя адмирала Степана Макарова. По его идее в 1899 г. в Англии был построен первый в мире мощный ледокол «Ермак», который предполагалось использовать для регулярного сообщения с Обью и Енисеем через Карское море и для научных исследований океана до самых высоких широт.

Интересные факты. Этот ледокол проработал в Арктике до 1964 года (без малого 65 лет!), только за первые 12 лет провел во льдах более 1000 судов, в феврале 1918 г. вывел из Ревеля (Таллинн) в Кронштадт 211 советских кораблей и спас их от захвата Германией, обеспечивал северные экспедиции, участвовал в спасении папанинцев, в 1939 г. выводил из ледового плена Арктики ледоколы «Садко» и «Малыгин», участвовал в обороне Ленинграда, впервые в истории освоения Арктики с его палубы поднялся вертолет Ми-1, был награжден орденом Ленина. В 1974 на финской верфи построен новый полярный ледокол «Ермак».

Степан Осипович Макаров — русский военно-морской деятель, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал, изобретатель минного транспорта, разработчик теории непотопляемости, пионер использования ледоколов. Первым предложил «макаровский пластырь» для срочного заделывания пробоин, внедрил «бездымный порох» Менделеева, самодвижущуюся мину (торпеду). В 1895 году разработал русскую семафорную азбуку. Погиб во время русско-японской войны.

Следующим крупным событием было организованный Академией наук проект Русской полярной экспедиции с задачей пройти Северным морским путём от Кронштадта до Владивостока, исследовать район Северного Ледовитого океана к северу от Новосибирских островов и попытаться отыскать легендарную Землю Санникова. Руководить экспедицией был назначен известный полярный исследователь Эдуард Васильевич Толль. В ее составе был молодой лейтенант Александр Васильевич Колчак. Экспедиция на шхуне «Заря» вышла из Санкт-Петербурга 21 июня 1900 года и длилась 2 года. За это время было обследовано несколько Новосибирских островов, побережье, составлены и уточнены карты. К сожалению, Из-за тяжелой ледовой обстановки «Заря» не смогла подойти к острову Беннетта в назначенный срок и получила серьёзные повреждения, сделавшие невозможным дальнейшее плавание. В сентябре 1902 года капитан шхуны лейтенант Матисен был вынужден увести судно в бухту Тикси. В 1903 году поисковая экспедиция под руководством лейтенанта Колчака обнаружила место стоянки Толля на острове Беннетта, его дневники и другие материалы. Известно, что группа Толля, не дождавшись «Зари», приняла решение самостоятельно двигаться на юг в сторону континента, однако дальнейшие следы этих четырёх человек поныне не обнаружены.

В этой экспедиции Александр Васильевич Колчак обнаружил уникальное явление — существование пресного льда под слоем морской воды. В честь Э. В. Толля в 1893 году назван залив в Карском море, Северо-восточную оконечность острова Беннетта назвали мысом Эммелины Толль, юго-восточную — полуостровом Чернышёва, а мысу на этом полуострове Колчак дал имя Софии в честь своей невесты Софьи Фёдоровны. Самая высокая гора получила имя Де-Лонга, другая стала называться горой Толля. Двум ледникам на вершинах этих гор было присвоено имя Зееберга. Необитаемый остров в Таймырском заливе Карского моря  возле побережья Таймырского полуострова назван именем А.В. Колчака.

Плодотворной по результатам была русская «Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана» 1910-1915 гг. на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач». Руководил экспедицией Борис Андреевич Вилькицкий. ГЭСЛО продвигалась северной акваторией с востока на запад. Эта экспедиция выполнила описание северного побережья Восточной Сибири и многих островов, собрала большое количество данных о течениях, ледовой обстановке, климате и магнитных явлениях, в 1913 году открыла Землю Императора Николая II (ныне Северная Земля). План экспедиции был разработан при активном участии А. В. Колчака и Ф. А. Матисена. Базируясь во Владивостоке, она за три года выполнила детальную гидрографическую опись от мыса Дежнева до устья Лены и соорудила на побережье навигационные знаки.

В 1912  г. с проектом санной экспедиции к Северному полюсу выступил гидрограф и полярный исследователь Георгий Седов. 14 (27) августа 1912  г. судно «Святой Фока» вышло из Архангельска и у Новой Земли из-за непроходимых льдов стало на зимовку. К Земле Франца-Иосифа экспедиция подошла только в августе 1913 г., но из-за отсутствия угля стала в бухте Тихой на вторую зимовку. 2 (15) февраля 1914 г. Седов и сопровождавшие его матросы Григорий Линник и Александр Пустошный на трех собачьих упряжках вышли к Северному полюсу. Не дойдя до о. Рудольфа, Седов умер и был похоронен на мысе Аук этого острова. Именем Седова названы два залива и пик на Новой Земле, ледник и мыс на Земле Франца-Иосифа, остров в Баренцевом море, мыс в Антарктиде.

Исследователь Арктики, океанолог Николай Зубов (1885 1960) в 1912 г. произвел гидрографическую съемку губы Митюшехи на западном побережье Новой Земли. В 1932 г. он руководил экспедицией на судне «Н. Книпович», впервые в истории обогнувшей с севера Землю Франца-Иосифа. Позже Николай  Зубов  выдвинул и разработал проблему ледовых прогнозов в арктических морях, заложил основы учения о вертикальной циркуляции вод и о происхождении холодного промежуточного слоя в море, разработал способ вычисления уплотнения вод при их смешивании и сформулировал закон дрейфа льдов по изобарам.

Несмотря на целый ряд экспедиций в начале ХХ века, многие из которых сделали крупные географические открытия, Северный Ледовитый океан оставался малоизученным.

В советское время исследованию и практическому освоению Северного морского пути было придано значение государственной важности. 10 марта 1921 г. Ленин подписал декрет о создании Плавучего морского научно исследовательского института. Районом деятельности этого института стал Северный Ледовитый океан с его морями и устьями рек, островами и прилегающими к нему побережьями РСФСР.

Начиная с 1923 г. в течение всего лишь десяти лет на побережье и островах Северного Ледовитого океана было построено 19 полярных радиометеорологических станций.

Но, помимо изучения Арктики со стационарных станций, исследования проводились и с помощью научных и торговых судов. И не только советскими учеными.

Вскоре  Россия стала лидером  в освоении и исследовании Арктики и Северного полюса.

1918-1920 гг.  Экспедиция норвежского полярника Руаля Амундсена на судне «Мод». Преодоление Северо-Восточного прохода с запада на восток, комплексное исследование Северного Ледовитого океана и его берегов

1919г. Карская экспедиция из Архангельска в устье Оби, организованная Комитетом Северного морского пути 1919-1920 гг.

Экспедиция Н.Н. Урванцева для разведки каменного угля и медно-никелевых руд в районе Норильска

1920 г. Северная научно-промысловая экспедиция под руководством Р.Л. Самойловича. Разработка апатитовых месторождений в Хибинах, исследование Мурманского побережья, Белого моря, Новой Земли и др.

1920 г. Северная хлебная экспедиция под командованием М.В. Николаева (была организована с целью вывоза хлеба из Сибири для голодающих районов России)

1921 г. Советско-норвежская поисковая экспедиция Н.А. Бегичева для поиска матросов экспедиции Р. Амундсена, пропавших в 1919 г.

1921 г. Вторая Карская экспедиция

1923 г. Организация полярной радиостанции Маточкин Шар

1924 г. Экспедиция канонерской лодки «Красный октябрь» на о. Врангеля для подтверждения советского суверенитета над этой территорией

1924 г. Полеты самолета «Ю-20» (пилот Б.Г. Чухновский) для ледовой разведки и картографирования на Новой Земле

1924 г. Создание в Германии Международного общества изучения полярных стран посредством воздухоплавательных аппаратов («Аэроарктика»)

1925 г. Полет Р. Амундсена, Л. Эльсворта, пилотов Я. Рисер-Ларсена и Л. Дитрихсона на двух гидропланах со Шпицбергена до 87°43′ с. ш. и их возвращение обратно

1926 г. Полет американского самолета «Жозефина Форд» (пилоты Р. Бэрд и Ф. Беннетт) длительностью 14 часов 40 минут, достижение ими Северного полюса и возвращение обратно (9 мая)

1926 г. Успешный полет и посадка М.С. Бабушкина на дрейфующие льды в Арктике

1926 г. Перелет экспедиции Р. Амундсена и У. Нобиле на воздушном шаре «Норвегия» через Арктику

1927 г. Советская Северная арктическая экспедиция

1928 г. Перелет американцев X. Уилкинса и Б. Эйельсона на одномоторном самолете с Аляски на Шпицберген через Гренландию

1928 г. Экспедиция Умберто Нобиле на дирижабле «Италия» к Северному полюсу. Крушение дирижабля и операция по его спасению (СССР, Норвегия, Швеция, Финляндия, Италия, Франция). Гибель Р. Амундсена, отправившегося на поиск У. Нобиле. Спасение У. Нобиле шведским летчиком Э. Лундборгом и остальных участников экспедиции советским ледоколом «Красин»

1929-1930 гг. Экспедиция СВ. Обручева и К.А. Салищева для разведки полезных ископаемых на Колыме

1929-1930 гг. Экспедиция под руководством О.Ю. Шмидта на ледоколе «Седов» к Земле Франца-Иосифа. Объявление архипелага территорией СССР

В 1929 г. известный полярный исследователь Владимир Визе выдвинул идею создания первой полярной научной дрейфующей станции. В те годы Арктический бассейн площадью 5-6 млн кв. км еще оставался неисследованным «белым пятном». И только в 1937 г. идея изучения Ледовитого океана с дрейфующих льдов стала реальностью.

Особое место в истории занимает период советских исследований Арктики в 1930-1940-х гг. Тогда были проведены героические экспедиции на ледокольных судах «Г. Седов», «Красин», «Сибиряков», «Литке». Их возглавляли известные полярники Отто Шмидт, Рудольф Самойлович, Владимир Визе, капитан Владимир Воронин.

1933-1934 гг. Пароход «Челюскин» (капитан В.И. Воронин, начальник экспедиции О.Ю. Шмидт) раздавлен льдами в Беринговом проливе. В Арктике создан «Лагерь Шмидта» . Начались беспрецедентные спасательные летные операции в Арктику.  Триумфальное возвращение челюскинцев в Москву

В эти годы впервые в одну навигацию была пройдена трасса Северного морского пути, совершены героические перелеты через Северный полюс, которые создали принципиально новые возможности для достижения и изучения Северного полюса.

Еще в 1935 году в Кольском заливе распоряжением Советского правительства была образована Северная военная флотилия с базой в Полярном (в бывшем Александровске). Это стало возможным после перехода отряда наших боевых кораблей с Балтики на север по Беломоро-Балтийскому каналу в составе эсминцев, сторожевиков и подводных лодок летом 1933 года. На будущий год советские подводные лодки посетили Русскую Гавань на Новой Земле, демонстрируя освоение Арктического театра военных действий (ТВД).

15 марта 1936 года Политбюро приняло решение о возведении завода военного судостроения вблизи Архангельска (завод 402), наметив уже на 1942 год спуск на воду двух первых линкоров, не считая еще многих кораблей других классов.

Реальным вкладом в военное освоение Северного морского пути стала проводка двух миноносцев типа «новик» в навигацию 1936 года в секретной экспедиции особого назначения (ЭОН) под руководством О.Ю. Шмидта. А в начале 1938 года боевые корабли Северного флота приняли самое активное участие в спасении нашей первой дрейфующей станции СП-1, что позволило ознакомиться с зимними условиями Гренландского моря.

В конце октября 1939 года значительная акватория на подходах к Мурманску была объявлена запретной зоной с введением патрулирования мобилизованными рыболовецкими траулерами, а приказом по Главному управлению Северного морского пути запрещалось сообщать сведения о наличии в советских водах иностранных судов, а также передавать в эфир метеосводки принятым открытым кодом.

«Зимняя война» с Финляндией 1939—1940 годов прошла при минимальном участии Северного флота, поскольку захват области Петсамо был решен на суше сухопутными войсками без особых затруднений, когда «противник оказывал очень слабое сопротивление». Тем более странным для советских людей выглядело возвращение этой территории с богатым месторождением никеля Финляндии: Сталин не хотел осложнений с владельцами этих месторождений — канадскими фирмами, за которыми стоял американский капитал.

Оккупация Норвегии немцами в апреле 1940 года означала, что нацисты получили плацдарм для атаки Мурманска и Кольского полуострова, хотя большие потери немцев на море в боях за Скандинавский полуостров существенно ограничили их возможности в этом направлении.

В 1939 году Гитлер, заигрывая с СССР, заключил договор о проведении русскими немецких судов из Тихого океана по Северному морскому пути с грузами китового жира, каучука и олова. Практически это означало установление транспортной связи между Германией и Японией. В конце концов такого рода контакты вылились в поход по Северному морскому пути вспомогательного крейсера «Комет», причем в направлении из Атлантики в Тихий океан. Надежные немецкие эхолоты фиксировали все особенности морского дна по маршруту похода, а магнитофоны записывали все переговоры в эфире как судов, находившихся в обычном плавании, так и полярных станций, воздушной ледовой разведки, других корреспондентов в эфире, из работы которых складывалась деятельность Северного морского пути, не считая обычных наблюдений за атмосферой и льдом на полярных станциях. Постепенно перед немцами возникала система взаимодействия подразделений Севморпути, далеко не полная, но пригодившаяся им в ближайшем будущем Полученные по радио сведения позволяли узнать, насколько русские в курсе ледовой обстановки, что само по себе было ценной добычей для разведчика. Постепенно немцам становилась понятной роль штабов морских операций, и, соответственно, они могли стать целью захвата при возникновении военных действий в будущем, как и отдельных полярных станции. Само собой, по переговорам в эфире можно было судить об интенсивности движения судов по Севморпути и, соответственно, также учитывать эту информацию на будущее. Всё это не раз «аукнулось» нам во время боевых действий.

Оборонные мероприятия Северного флота складывались не лучшим образом, даже несмотря на то, что его численный состав выглядел значительным: три старых и пять эсминцев новой постройки, пятнадцать подводных лодок разных типов, не считая сторожевиков и заградителей, береговых батарей и т.д. Военно-воздушные силы флота составляли почти 120 самолетов. Вместе с тем многие машины относились к устаревшим типам, для них не хватало аэродромов, плохо было с ремонтной базой. За Варангер-фиордом этим силам противостояли немецкие: один вспомогательный крейсер, восемь эсминцев, до тридцати сторожевиков, противолодочных кораблей и тральщиков, не считая 400 самолетов разных типов, нередко качественно превосходившие наши. Было ясно, что с началом вооруженного конфликта в Арктику подтянутся и подводные силы кригсмарине с их опытом войны в Атлантике.

С началом войны 22 июня нарком Кузнецов приказал командованию Северного флота направить к Горлу Белого моря эсминцы, подлодки и авиацию, а в Варангер-фиорд — подводные лодки, В тот же день из Полярного началась эвакуация гражданскою населения, включая семьи военных.

Далее командующий Северным флотом адмирал А.Г. Головко и нарком военно-морского флота Н.Г. Кузнецов, зачастую вопреки распоряжениям Ставки, а порой и упреждая их согласовывали свои действия по защите северных территорий, и вели эти действия довольно успешно. Войска зарывались в скальный грунт, мобилизованные работники станций и вчерашние заключенные срочно переквалифицировались в морских пехотинцев.

А вот в небе нам в первые месяцы войны очень помогли англичане. Уже 7 сентября 1941 года 24 самолета приземлились на аэродроме Ваенга в Кольском заливе, в середине месяца 15 самолетов прилетели в Мурманск. Вначале английские летчики сами патрулировали береговую территорию, а затем стали обучать наших пилотов. К апрелю 1942 года ВВС СФ и Карельского фронта на 60% были укомплектованы «харрикейнами» и другими типами самолетов союзников.

Началом сотрудничества на море можно считать прибытие в Архангельск 1 августа минного заградителя «Адвенчер» с грузом магнитных мин и глубинных бомб. 5 августа в Кольский залив перешли на постоянное базирование две британских подлодки «Трайдент» и «Тайгресс», в Архангельск приходит соединение современных тральщиков.

К концу 1941 года обстановку удалось стабилизировать. Отступление было остановлено. На три года позиции были закреплены. Германская сторона не произвела ни одной десантной операции в районе северных морей; для этого отсутствовали войска, корабли и даже подходящие места для высадки.

Наиболее значимые потери нанесли нам люфтваффе, жестоко бомбившие наши корабли, конвои союзников, позиции и советские укрепрайоны. Ожесточенные бои велись в небе, на воде, под водой. Тем более, что у сбитых самолетов и подбитых кораблей минимум шансов выжить в полярных просторах или среди льдов.

Словно оправдывая поговорку «что русскому здорово, то немцу смерть», зима 1941/42 годов на Белом море выдалась особенно суровой и такими же здесь были и ледовые условия. С окончанием навигации на трассе Северного морского пути только ледокол «Ленин» провел через льды Белого моря в Молотовск и Архангельск двадцать наших и десять иностранных транспортов, восемь гидрографических судов и одно госпитальное, земснаряд, 13 тральщиков и даже английский сторожевик.

Однако и потери с нашей стороны были велики. Только в одном Карском море от ударов врага погибло почти 30 советских кораблей и транспортов, около 800 североморцев, более 300 советских гражданских моряков и почти 500 полярников.

А сколько жизней унесла бомбёжка полярных городов! В одном только Мурманске, по свидетельству историков, за один день 18 июня 1942 года было сброшено около 3000 бомб, осколочных, зажигательных и фугасных, весом от 500 граммов до полтонны. К окончанию войны на улицах города уцелело всего несколько зданий, в том числе школа.

Отдельно нужно отметить Арктические конвои Второй мировой войны. Они проходили из Шотландии (Гринок) и оккупированной Британией Исландии в северные порты СССР — Архангельск и Мурманск. Всего с августа 1941 года по май 1945 года было проведено 78 конвоев (хотя в периоды между июлем и сентябрём 1942 года и мартом и ноябрём 1943 года конвои не ходили). В сумме около 1400 торговых судов доставили в рамках программы ленд-лиза важные военные материалы в СССР. Арктические конвои доставили в СССР около половины всей помощи по ленд-лизу: в основном оружие и продовольствие. 85 торговых судов и 16 боевых кораблей ВМФ Великобритании (2 крейсера, 6 эсминцев и 8 других эскортных судов) были потеряны. Погибло 3000 британских моряков. Первые конвои остались незамеченными и не имели потерь. 7 января 1942 года было потоплено первое британское судно «Вазиристан» из конвоя PQ-7. Самым трагичным был конвой PQ-17, который потерял 23 корабля из 36.

Германия потеряла ряд судов, включая один линкор, три эсминца и по меньшей мере 30 подводных лодок, а также значительное количество самолётов. Например, при атаке на конвой PQ-18 немецкая сторона потеряла 40 самолётов.

Среди защитников Арктики были и наши земляки. Расскажем только о трех из них, информацию о которых нашли ребята Калужской области на сайтах Героев Советского Союза.

Лапшенков Семен Васильевич. Герой Советского Союза. Родился в 1913 году в деревне Екатериновка Мещовского уезда Калужской губернии (ныне — Юхновского района Калужской области). Командир эскадрильи 29-го бомбардировочного авиационного полка 5-й минно-торпедной авиационной дивизии Военно-воздушных сил Северного флота, майор Лапшенков лично потопил эсминец, 3 вражеских транспорта лично и 2 в группе.
Его эскадрилья была лучшей в полку и одной из самых успешных на всем Северном флоте.
18 сентября 1943 года был назначен командиром полка, а 21 сентября, проверяя боевую готовность новичков, погиб. Его учебный Пе-2 атаковали неожиданно появившиеся немецкие истребители. Горящий самолёт упал недалеко от своего аэродрома. Лапшенков через шесть часов умер в госпитале от сильнейших ожогов.

Платонов Константин Петрович. Герой Советского Союза. Родился в селе Мелихово, Боровского уезда Калужской губернии (ныне Тарутинского сельского поселения Жуковского района Калужской области). Заместитель командира эскадрильи 108-го авиаполка 36 авиадивизии, 8 авиакорпуса старший лейтенант Платонов к сентябрю 1943 года совершил 179 боевых вылетов на бомбардировку важных объектов в глубоком тылу противника, скоплений вражеских войск. Уничтожил 15 самолётов противника на аэродромах.

С 22 ноября 1943 года по 20 февраля 1944 года входил в состав оперативной группы 8 авиакорпуса «Север-3». Ее самолёты Ил-4 (модификация ДБ-Зф) базировались на аэродроме под Мурманском. Главной задачей этой группы являлась боевая работа в интересах Северного флота. В ночь на 11 февраля 1944 года в качестве командира экипажа Платонов участвовал в бомбардировке гитлеровского линкора «Тирпиц» в Альтен-фьорде (Северная Норвегия).

8 апреля 1944 года К. П. Платонов погиб в авиационной катастрофе на аэродроме Ваенга Мурманской области.

Янкелевич Михаил Яковлевич.

М. Я. Янкелевич — открыл в Калуге народный музей боевой славы, в котором рассказывается о героических подвигах и мужестве советского народа в борьбе против фашизма. Благодаря ему в Калуге началось военно-патриотическое движение, появились памятные доски на улицах героев г. Калуги.

8 ноября 1941 года, после ускоренного обучения в Высшей разведшколе Генерального штаба, он прибыл в развед отдел 14-й армии Карельского фронта, где потом всю войну служил в штабе 14-й армии Карельского фронта, в развед отделе. В 24 года, а это 1943г., ему было присвоено звание подполковника. За время войны Михаил Яковлевич был у разведчиков практически во всех полках и дивизиях 14-й армии; у авиаторов; на некоторых кораблях и подводных лодках Северного флота. Он был начальником отделения информации развед отдела армии.

После разгрома врага в Петсамо-Киркенесской операции, примерно 25 октября 1944г. наши войска вошли в норвежский г. Киркенес. Михаил Яковлевич был назначен начальником группы для связи с норвежской военной миссией.

Норвежские вооруженные силы были очень малочисленны. Они были плохо вооружены и плохо экипированы. Наши войска обеспечивали их всем необходимым, включая вооружение, обмундирование, передавая им необходимый транспорт. В организации всех этих работ большая заслуга Михаила Яковлевича.

Норвежцы стремились изгнать врага со своей земли. Одна из норвежских диверсионных групп готовилась к выполнению боевого задания. В состав этой диверсионной группы полковник Арне Даль включил молодого лейтенанта, прибывшего из Лондона через Мурманск. У этого лейтенанта неправильно были оформлены документы и наше командование попросило вернуть его в Лондон. В последний момент этот лейтенант был отозван из диверсионной группы и отправлен через Мурманск в Лондон. Этот случай на войне спас ему жизнь. Группа ушла на задание. Часть группы погибла, а остальные попали в немецкий плен. Фамилия этого лейтенанта — Тур Хейердал.

Во время встречи Михаила Яковлевича с Туром Хейердалом в Ленинграде в 1984г. они вспоминали все эти события 1944-1945 годов, вспоминали и многих общих знакомых, отмечали 70 лет со дня рождения Тура Хейердала и 65 лет со дня рождения Михаила Яковлевича Янкелевича.

День Победы Михаил Яковлевич встречал в г. Киркенесе. За участие в освобождении Северной Норвегии он был награжден Норвежскими наградами «Орденом Короля Хокона» и «Медалью участника в борьбе». Михаил Яковлевич награждён 21 орденами и медалями СССР и Норвегии.

Умер Михаил Яковлевич 15 апреля 1992г. в Калуге и похоронен на старом калужском кладбище.

Послевоенная Арктика

С 1948 года начались Высокоширотные воздушные экспедиции.

До 1993 года их было 45. Объем исследований, проведенных за 46 лет, поистине огромен. Впервые изучен рельеф дна Центрального полярного бассейна, открыты хребты Ломоносова, Менделеева, Гаккеля, котловины Нансена, Макарова и др. Исследована дрейфующая ледовая шапка планеты. С дрейфующих льдов выполнено более 5,5 тыс. океанографических станций с определением температуры и солености воды на стандартных горизонтах. Отобраны десятки тысяч проб и выполнены анализы химического состояния океана. В сотнях точек измерены глубины океана и взяты колонки грунта. Установлено 325 ДАРМС (дрейфующие автоматические радиометеорологические станции) и радиовех. Проведены описания кристаллического строения сотен кернов льда различного возраста с определением прочностных характеристик. В местах посадок самолетов инструментально определялись толщина льда, высота и плотность снежного покрова, проводилось морфологическое описание ледовых полей. Все перелеты сопровождались выполнением попутной ледовой разведки. Проведен обширный ряд комплексных исследований по фундаментальным и специальным программам. Материалы исследований опубликованы в открытых изданиях, таких, как «Атлас Северного Ледовитого океана», «Атлас Арктики», электронный климатический Атлас Северного Ледовитого океана, в опубликованных монографиях, справочниках и сборниках статей, в популярных журналах. Эти материалы тиражировались в зарубежных изданиях. Вся информация была открытой.

В 1949 г. состоялась Комплексная биолого-географическая Таймырская экспедиция.

В 1950 г. под руководством М.М. Сомова начала работу «Восточная дрейфующая станция». Затем до 1991 года в Арктике действовали автоматические и неавтоматические дрейфующие станции.

1952 г. Первая американская дрейфующая станция «Т-3» в Арктике

1954-1991 гг. Деятельность советских полярных дрейфующих станций

1958 г. Преобразование Арктического научно-исследовательского института в Арктический и Антарктический институт

В 1959 году был спущен на воду первый в мире атомный ледокол. Назвали его «Ленин». В его создании принимали участие свыше 500 предприятий и организаций СССР, в том числе и наша область. Калужский турбинный завод разрабатывал и изготовил вспомогательные турбогенераторы, лаборатория «В» Физико-энергетического института (центр ядерных испытаний на Обнинской АЭС — твэлы активной зоны реактора. Форма обводов корпуса отрабатывались в ледовом бассейне Арктического и Антарктического научно-исследовательского института. Экипаж судна проходил обучение на Обнинской АЭС.

В 1961 году начала работать Таймырская геофизическая экспедиция. В  радиусе 250 километров от Норильска были найдены несколько богатейших месторождений газа и газового конденсата. В 70-80-х годах – крупные месторождения нефти. Эти месторождения активно разрабатываются и в наши дни.  Открываются и разрабатываются новые.

Тем временем в северных водах назревали конфликты.

До Второй Мировой войны развитые страны вели морской промысел в своих территориальных водах. Конфликтов не было. Но в Северной Атлантике запасы шельфовых рыб быстро исчерпались к концу 40-х годов.  В начале 50-х годов Британия, разгромив «свои» запасы сельди, трески, пикши и камбал в Северном море начала хищнический вылов трески на шельфе в пределах территориальных вод Исландии. Исландия, в свою очередь, отстаивая свои интересы, в 1958 г. Исландия объявила о зоне территориальных вод до 12 морских миль и запретила промысел иностранным траулерам. Британия проигнорировала решение Исландии и направила к её берегам флотилию рыболовных судов и боевых кораблей. Однако после переговоров дело было улажено и 12-мильная зона всё же соблюдалась.

Время шло и в 1972 г. Исландия решила расширить морские границы до 50 морских миль. Лондон обвинил Рейкьявик в нарушении договорённостей 1958 г., британские траулеры продолжали ловлю рыбы в пределах 50-мильной зоны под защитой военной флотилии. На попытки исландских военных кораблей остановить «браконьеров» британцы ответили огнём. Дело шло к настоящей войне.

В 1972 г. Исландия начала переговоры с СССР о закупке быстроходных сторожевых кораблей для защиты территориальных вод и стад трески от действий Британии. СССР, не скрывая, предложил на продажу 3 типа СКР с мощным ударным вооружением. Тресковый конфликт грозил перерасти в европейскую морскую войну. Британия отвела флот и в течение года шли «тресковые переговоры». С 1973 по 1975 гг. действовали временные договорённости об ограниченном  использовании ресурсов исландской трески рыболовным флотом Британии и Германии.

В связи с истощением рыбных ресурсов в 1975 г. Исландия расширила свою экономическую зону до 200 морских миль. Началась «война друзей» (т.е. между членами НАТО): обстрел рыболовных и военных судов, тараны. Британия привлекла 22 фрегата и эсминца и 14 обеспечивающих кораблей. Исландия блокировала базы НАТО на своей территории, сорвав план США и НАТО по созданию противолодочного рубежа против ВМФ СССР. Так называемая «тресковая война» между Британией и Исландией закончилась в 1976 г. благодаря давлению США на Британию. Британия отступила, признав 200-мильную исключительную экономическую зону Исландии.

С 1978 г. 200-мильная экономическая зона введена всеми северными странами.

В 70-90-х годах в Арктике шла планомерная работа: проводились масштабные геологические, палеонтологические, географические и метеорологические исследования, продолжались вылеты Высокоширотных воздушных экспедиций, работали стационарные и дрейфующие станции… Находились месторождения ценных полезных ископаемых. Строились города и поселки…

1975-1990-е гг. Работа ледникового стационара «Купол Вавилова» на Северной Земле

1983-1988 гг. Геоморфологические и палеогеографические исследования на Новосибирских о-вах (руководитель В.М. Макеев)

1986 г. Начало геоморфологических и палеогеографических исследований на Таймыре

1988 г. Начало работ международной Арктической экспедиции Института проблем экологии и эволюции РАН

1980-е гг. Работа Морской Арктической Комплексной экспедиции (руководитель П.В. Боярский) на Новой Земле, Земле Франца-Иосифа, Соловецких островах

В июне 1990 года президент СССР Михаил Горбачёв, как тогда говорилось, в рамках жеста доброй воли, почти как в известной сцене «про Кемску волость», передал США 76 тыс. кв. км советской экономической зоны в Беринговом проливе. Интерес США к ним был известен. На этом участке находились уже разведанные, но ещё не разрабатываемые нефтегазовые месторождения. И ладно бы потери в рыболовстве, достигшие 2 млрд долларов, ладно бы доходы от нефти, которую тогда мы ещё не добывали, а значит, точно оценить не могли.

Подарок Горбачёва США — 76 тыс. кв. км Арктики — необдуманный шаг, поставивший под сомнение всю концепцию советской юрисдикции на всю территорию нашего сектора.

В свою очередь США получили зацепки для оспаривания юрисдикции РФ над островами Врангеля, Геральда, Беннетта, Генриетты, Медного, Сивуч и Калан.

Позднее, в 1997-м, уже правительство РФ ратифицировало Конвенцию ООН по морскому праву. Причин там было много, и, на первый взгляд, Севера они не касались, но фактически этот шаг означал официальное согласие России с отменой самого понятия полярных секторов. С этого момента в игру вступили новые правила. По ним любое прибрежное государство имело право только на двенадцатимильную полосу от уреза воды в качестве суверенных владений и ещё на 200 морских миль от берега вглубь моря — исключительной экономической зоны. В случае наличия принадлежащих ему островов линии границ отсчитывались от них. И самое главное, экономические права распространялись только на континентальный шельф. Если он заканчивался раньше, то и граница прав заканчивалась тоже.

В результате ошибки правительства РФ в 1997 году мы утратили половину своей Арктики, а в центре региона образовалась очень перспективная, очень лакомая, но при этом юридически совершенно ничья дыра.

С 1991 по 2001 год в Арктике не было ни одной российской дрейфующей станции (советскую станцию «Северный полюс 31» закрыли в июле 1991 г.), ни одного ученого, который бы занимался на месте сбором необходимых научных данных. Экономическое положение России заставило прервать более чем полувековой цикл наблюдений с дрейфующих льдов Арктики.

Хотя некоторые работы в северных регионах всё же велись. С большим трудом в 1993 году состоялось открытие Большого Арктического, самого крупного в мире, заповедника в Дудинке. А в 1994 г. – совместная Российско-шведская экспедиция «Экология тундры-94» Российской Академии Наук и Шведской Королевской Академии Наук.

Нужна ли Арктика России?

И вот наконец в 2001 г. была временно открыта экспериментальная новая дрейфующая станция «Северный полюс».

7 сентября 2009 г. начала работу российская дрейфующая станция «Северный полюс — 37». На СП-37 работают 16 человек – специалистов Арктического и Антарктического научно-исследовательского Института (ААНИИ), начальником станции назначен Сергей Лесенков.

Научные программы российских исследований разрабатываются  ведущими научными организациями и ведомствами, к которым относятся Гидрометеорологический научно – исследовательский Центр Российской Федерации (Гидрометцентр России),  Государственный Океанографический Институт (ГОИН),  Всероссийский научно-исследовательский Институт Гидрометеорологической Информации – Мировой Центр Данных (ВНИИГМИ МЦД), Арктический и Антарктический научно-исследовательский Институт (ААНИИ) – старейшее и наиболее крупное научно-исследовательское учреждение России, проводящим комплексное изучение Полярных регионов Земли и др.

Сегодня ведущие мировые державы приготовились к переделу арктических пространств. Россия стала первым арктическим государством, подавшим в 2001 г. заявку в ООН на установление внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. Заявка России предполагает уточнение территории арктического шельфа площадью более миллиона квадратных километров.

Летом 2007 г. стартовала российская полярная экспедиция «Арктика-2007», целью, которой было изучения шельфа Северного Ледовитого океана.

Исследователи поставили целью доказать, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева, которые тянутся к Гренландии, геологически могут являться продолжением Сибирской континентальной платформы, это позволит России претендовать на огромную территорию Северного Ледовитого океана в 1,2 млн кв. километров.

Экспедиция 1 августа достигла Северного полюса. 2 августа глубоководные обитаемые аппараты «Мир-1» и «Мир-2» спустились на дно океана в районе Северного полюса и выполнили комплекс океанографических, гидрометеорологических и ледовых исследований. Впервые в истории был осуществлен уникальный эксперимент по взятию образцов грунта и флоры с глубины 4 261 метр. Кроме того, на Северном полюсе, на дне Северного Ледовитого океана был водружен флаг РФ.

Президент России Владимир Путин заявил тогда о том, что результаты экспедиции в Арктику должны лечь в основу позиции России при решении вопроса принадлежности этой части арктического шельфа. После российской экспедиции тема принадлежности континентального шельфа начала активно обсуждаться ведущими арктическими державами.

13 сентября 2008 г. стартовала канадско-американская экспедиция, в которой приняли участие арктический ледокол службы береговой охраны США Healy и самый тяжелый ледокол службы береговой охраны Канады Louis S. St. Laurent.

Целью миссии стал сбор сведений, которые помогут определить протяженность континентального шельфа США в Северном Ледовитом океане.

7 августа 2009 г. стартовала вторая американо-канадской арктическая экспедиция. На ледоколе береговой охраны США Healy и корабле береговой охраны Канады Louis S. St-Laurent ученые двух стран собирали данные о морском дне и континентальном шельфе, где, как предполагается, находятся богатейшие месторождения нефти и газа. Экспедиция работала в районах от севера Аляски до хребта Менделеева, а также к востоку от Канадского архипелага. Ученые провели фото- и видеосъемку, а также собрали материалы о состоянии моря и шельфа.

Интерес к участию в активном освоении арктической зоны проявляют все больше государств. С чем это связано?

Посмотрите на эти снимки из космоса. На эти замеры длины пути от «пункта А в пункт В». На карту полезных ископаемых арктического побережья…

Полярные льды начали отступать, тем самым открывая доступ к региону. Отчетливо видно, что сокращается не только общая площадь, занятая льдом, но больше всего снижаются объёмы «старых» льдов, особенно пятилетней давности, ранее составлявших до трети их совокупной массы. В динамике происходящий процесс впечатляет ещё больше.

Какое отношение всё это имеет к международной политике? Самое непосредственное.

Пока Арктика оставалась одним из самых недоступных мест планеты, научные теории о размере имеющихся там сырьевых запасов воспринимались чистой абстракцией. Какой прок с того, что только в российском секторе разведанных и твёрдо прогнозируемых запасов природных ископаемых находится на 15 триллионов долларов США, если их добыча на имеющемся уровне технологий либо невозможна, либо коммерчески нецелесообразна? Хотя это не только нефть или газ с алмазами, а ещё драгоценные металлы, никель, свинец, кобальт, бокситы, а также медь, титан, олово, сурьма. Была. В том смысле, что изменение климата все эти богатства сделало не просто доступными, а коммерчески выгодными уже сегодня, и с дальнейшим потеплением издержки на добычу станут только падать.

По расчётам американских геологов, в арктическом регионе (включая шельф и прилегающую сушу) находится около 400 млрд баррелей энергоносителей в нефтяном эквиваленте или до 20% всех технически извлекаемых запасов планеты.

Стоит ли удивляться внезапности возникновения, как выражается Сергей Лавров, «у наших иностранных партнёров» стойкого желания Арктику «переделить»?

Именно с этого момента начинается самое важное, в конечном счёте предопределившее все происходящие сегодня процессы и вызывающее «острый гастрономический интерес» к России со стороны ЕС, США и других государств.

Во-первых, льды Арктики, конечно, тают, но, как можно видеть на спутниковых фотографиях и особенно видеозаписях, сей процесс носит очень неравномерный характер. В наибольшей степени они отступают, так сказать, с «нашей» стороны планетарной макушки, в то время как в противоположных секторах ледовая обстановка по-прежнему остаётся тяжёлой. А значит, и расходы на разведку и добычу отличаются также кардинально.

Во-вторых, и это ещё более важно, по мере таяния льдов многие части региона становятся доступны не только для поверхностно-предварительного «прощупывания», становится возможна полноформатная разведка географии залегания месторождений, и она тоже пока оказывается сильно не в пользу западных стран. По мере уточнения теоретических расчётов «области залегания» всё больше оказываются именно в российском секторе.

Ну и как тут не возмутиться по поводу несправедливости расклада?! Вот они и возмутились…

Список желающих «снять с России тяжёлое бремя ресурсного проклятия» только расширяется. Министерство науки Дании заявило, что хребет Ломоносова на самом деле является продолжением Гренландии, и на этом основании «Кемску волость» следует отдать им. Правда, убедительных научных данных тому не представлено. Этот участок дна до сих пор изучает шведско-датская экспедиция LOMORG. Откуда такой острый интерес? По данным Национальной геологической службы США, «где-то там» «может залегать» примерно 50 млрд баррелей нефти.

В том или ином виде свои претензии на Арктику уже предъявляют более 20 стран, в том числе Финляндия, Швеция, Великобритания, Германия и даже, по некоторым источникам, прибалтийские республики и Польша, а также вообще к Арктике отношения не имеющие Индия, Китай, Южная Корея, Япония и Бразилия.

Один из способов лишить Россию арктических богатств — пролоббировать положение о том, что Арктика должна принадлежать всему миру. То есть отнять и поделить Арктику между всеми государствами планеты.

В США создана комиссия по составлению «точной карты территориальных вод и очертания континентального шельфа». А чтобы им было не слишком скучно и страшно работать в суровых условиях Арктики, на Аляске дислоцированы три военные армейские базы и три — ВВС. Общая численность группировки, включая Береговую охрану, доведена до 24 тыс. военнослужащих. Министерством ВМС США был принят документ под названием «Арктический план действий ВМС». На конференции в Норфолке презентована новая «концепция стратегических коммуникаций», предполагающая широкую программу расширения американского передового базирования в Заполярье и развития его обеспечивающей инфраструктуры.

На лондонском саммите НАТО в 2011 году идею активно поддержали представители Великобритании, Исландии, Швеции, Дании, Финляндии, Норвегии, Эстонии, Латвии и Литвы, не скрывая того факта, что целью объединения является «ограничение военного влияния России в Арктике».

На Западе набирает популярность идея о создании «Мини-НАТО» в противовес растущему влиянию России в Арктике. Исключительно в «целях самообороны», конечно же.

Единственное, что всех их останавливает

С 1 декабря 2014 года, на базе Северного флота сформировано и начало принимать войска объединённое стратегическое командование (ОСК) «Север». Сформированы и развёрнуты группировки войск на островных территориях России в Арктике, в том числе на Новой Земле, Новосибирских островах, острове Врангеля, а также на мысе Шмидта. Начато формирование специализированных сухопутных частей. В 2015 году в Мурманской области создана 1-я арктическая бригада, в 2016-м в Ямало-Ненецком автономном округе стартовало создание 2-й.

Ударными темпами возводится инфраструктура базирования и обеспечения. Одних только аэродромов заложено 13 штук. Ещё один авиационный полигон и 10 технических позиций радиолокационных отделений и пунктов наведения авиации.

На самом деле список всего для охраны и обороны как Северного морского пути, так и всей нашей арктической зоны куда обширнее. В него входят и новая техника (артиллерийская, ракетная, радиотехническая, транспортная), и новые виды вооружений, адаптированные или прямо разработанные для суровых условий Крайнего Севера, и новые базы пунктов постоянной дислокации.

Текущая степень боеготовности подразделений и командования в целом была проверена учениями, прошедшими в ОСК «Север» с 16 по 21 марта 2017 года. Как всё прошло? Нормально прошло. Генералу Бридлаву не понравилось.

С позиции силы с Россией говорить о пересмотре границ в Арктике уже не получается. И мы активно работаем над тем, чтобы у Запада не возникало в будущем даже мыслей об этом.

Арктика России нужна. И мы готовы защищать свои интересы.