В моем кошельке появились новые двухсотки. В одном из магазинов хотела расплатиться ими за покупки. Но кассир деньги не взяла, сказала, что она таких еще не видела и у нее есть подозрения, что это подделка. Банкомат около дома тоже не принял купюру. Разве это правомерно?
Отвечает и.о. управляющего Отделением по Калужской области ГУ Банка России по Центральному федеральному округу ВЛАДИМИР РЕПЕТА.
Новые банкноты 200 и 2000 рублей были представлены Председателем Банка России Эльвирой Набиуллиной 12 октября 2017 года. Сразу после ввода в обращение банкноты в 200 и 2000 рублей стали официальным платежным средством и обязательны к приему на всей территории Российской Федерации всеми продавцами товаров и услуг. Недостаток у продавцов и кассиров знаний о признаках подлинности новых купюр не является оправданием для того, чтобы не принимать их.
Покупатель сам имеет право выбирать для оплаты банкноты и монеты Банка России, находящиеся в официальном обращении, а задача продавца — обеспечить возможность оплаты товаров и услуг всеми возможными средствами. Если вам все-таки отказали в оплате товаров и услуг новыми купюрами, это можно расценивать как административное правонарушение, что грозит юридическим лицам штрафом в размере до 50 тысяч рублей. Ведь любой отказ продавца в приеме в счет оплаты товаров и услуг банкнот Банка России, обладающих всеми установленными признаками платежеспособности, ущемляет права потребителей и необоснованно препятствует заключению договора купли-продажи или оказания услуг. Нужно отметить, что продавцы, которые дорожат своими покупателями, уже освоились, изучили признаки подлинности новых банкнот и принимают их наряду с уже знакомыми сотнями, пятисотками и др.
Кстати, о том, как защищены банкноты номиналом 200 и 2000 рублей от подделок, можно подробно узнать на сайте Банка России www.cbr.ru в разделе «Банкноты и монеты».
Направить жалобу на отказ в приеме новых купюр 200 и 2000 рублей можно в Службу по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России через интернет-приемную на сайте Банка России www.cbr.ru. Также можно обратиться в территориальное управление Роспотребнадзора. Специалисты примут жалобу и займутся проверкой.
Что касается банкоматов и терминалов, на их адаптацию к новым банкнотам нужно время. Сейчас в регионе банки проводят все необходимые мероприятия, чтобы обеспечить работу банкоматов с банкнотами номиналом 200 и 2000 рублей в кратчайшие сроки.