1 апреля 2014 года Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ нормативные акты, препятствующие признанию бойцов студенческих строительных отрядов участниками ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и предоставлению им мер социальной поддержки.
Дело о соответствии Конституции РФ Примечания к списку работ, утвержденному Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 августа 1993 года № 5625-I «Об утверждении Списка работ, относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведенным в период с 26 апреля 1986 года по 31 декабря 1990 года в зоне отчуждения Российской Федерации» рассмотрено Конституционным Судом РФ 4 марта 2014 года.
Позиция суда основывается на том, что Конституция РФ гарантирует гражданам право на возмещение ущерба, причиненного здоровью экологическим правонарушением. Сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения, влечет возникновение конституционно-правовых отношений по возмещению вреда между государством и гражданами. Условия проведения работ в зоне отчуждения характеризуются максимальными показателями радиоактивного облучения, а граждане, выполнявшие такие работы в один и тот же период, подвергаются одинаковому радиационному риску.
Конституционный Суд РФ в своем постановлении указал, что правовое регулирование, при котором присвоение статуса участника ликвидации аварии связывается с фактом проведения работ именно по указанию госорганов исполнительной власти, нарушает конституционный принцип равенства и приводит к необоснованным различиям в правовом положении граждан, принимавших участие в ликвидации аварии.
Таким образом, Примечание к списку работ, относящихся к ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в той мере, в какой содержащееся в нем положение препятствует признанию бойцов студенческих строительных отрядов участниками ликвидации последствий чернобыльской катастрофы и предоставлению им мер социальной поддержки, не соответствует Конституции РФ.
Помощник Малоярославецкого прокурора Векслер Г.Ю.