В настоящее время население все чаще приобретает товары, в том числе продукты питания, табачные изделия и алкогольную продукцию через сеть «Интернет». Данный способ приобретения товаров позволяет приобретать товары в любое время суток.
Вместе с тем, действующим законодательством установлен запрет на продажу отдельных видов продукции дистанционным путем, таких как алкогольная продукция и табачные изделия.
Правительство Российской Федерации, реализуя полномочия, предоставленные ему Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей», своим Постановлением от 27 сентября 2007 г. N 612 утвердило Правила продажи товаров дистанционным способом, устанавливающие порядок продажи товаров дистанционным способом и оказания в связи с такой продажей услуг.
В соответствии с п.2 Правил продажа товаров дистанционным способом – это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора. Пунктом 5 указанных Правил запрещена продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также иных товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст.19 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» запрещается розничная торговля табачной продукцией дистанционным способом продажи. Несмотря на установленные запреты, некоторые индивидуальные предприниматели и организации в нарушение требований действующего законодательства осуществляют реализацию алкогольной продукции и табачных изделий в Интернет магазинах, размещенных в сети Интернет. Нарушение порядка реализации товаров дистанционным путем, свободная продажа которых запрещена и ограничена образует состав административного правонарушения (ст.14.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации), ответственность за которое установлены в виде административного штрафа для граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.